Русский язык. Морфемы. Способы образования слов

Статья поможет узнать, как быстро и в то же время правильно сделать разбор слова по составу, как с легкостью научиться определять способ словообразования.  Морфологический разбор слова

Статья поможет узнать, как быстро и в то же время правильно сделать разбор слова по составу, как с легкостью научиться определять способ словообразования.

Начинается морфемный разбор с определения части речи. После нужно выяснить есть ли окончание, а, чтобы узнать это надо слово изменить. Например, по падежам или по лицам.

На этом этапе так же важно помнить:

• Нулевое — это тоже окончание

• Нет окончаний у некоторых форм и частей речи

Нужно просклонять слово по падежам и станет видно, что слово не изменяется, а значит у него нет окончания. Далее нужно выделить специфические для этой части — суффиксы. Далее выделяется корень, чтобы это сделать надо найти однокоренные слова. При этом помнить про чередование корней исторически сложившиеся: в/вл (лоВить, лоВЛю); б/бл (люБить, люБЛю); м/мл (корМить, корМЛю); ф/фл (граФЛю, граФить); п/пл (луПЛю, луПить). И в последнюю очередь находится приставка.

Посмотрим, как работает этот алгоритм. Например, у нас есть слово — чудеса. Это имя существительное у него есть окончание — «а», выделяем суффикс — «ес». Далее подбираются однокоренные слова — чудо, чудный, а значит корень — чуть. Приставки нет.

Еще один пример — прибежавший. Это форма глагола — причастие, у него есть окончание «и». Далее выделяем суффикс — «а», который перешел из инфинитива — прибежать, и суффикс причастие «вш». Далее разбирается корень — бежать, бегу, бежал, значит корень — «беж». И остается приставка — «пре».

Соблюдение именно такой последовательности и знание суффиксов разных частей речи поможет правильно выполнить задания на разбор слов по составу.

А теперь разберемся со словообразованием. Чтобы понять в какой последовательности образуются слова надо знать:

Способы словообразования

Закономерности словообразования

Алгоритм рассуждения при работе со словообразовательными цепочками

Способы словообразование:

1. Приставочный: засыпать — сыпать;

2. Суффиксальный: затвердение — затвердеть;

3. Приставочно-постфиксальный: навоевать — навоеваться

4. Постфиксальный: отдалиться — отдалить

5. Приставочно-суффиксальный: белый —добела

6. Сложение: сухофрукты — сухие фрукты.

Закономерности, используемые при словообразовании:

1. Существительные, обозначающие женский пол, образованы от существительных, обозначающих мужской пол: артистка — артист;

2. С помощью суффикса «ость» от прилагательного образуется абстрактное существительное: мудрый — мудрость;

3. От глаголов образуются обозначающие состояния существительное, действия: бороться — борьба;

4. С помощью приставочного способа от несовершенного вида глаголов образуются глаголы вида, совершенного: утюжить — поутюжить;

5. От существительных часто образуются относительные прилагательные: лес — лесной;

6. От существительных с суффиксом «к» образуются прилагательные с суффиксом «оч», «н»: закупка — закупочный;

7. От прилагательных и от числительных образуются наречия: веселый — весело;

8. От количественных числительных образуются порядковые: миллион — миллионный.

Но что и в какой последовательности делать, если попалось задание со словообразовательными цепочками:

1. Начинать рассуждение нужно с последнего слова.

2. Необходимо крайние морфемы закрыть (окончание не учитывается), ведь многие слова возникают за счет добавления морфем в начало слова или в конец.

3. И наконец, безошибочно вычленить корень. А чтобы это сделать нужно помнить про исторические чередования букв, которые были упомянуты выше.

Вот теперь вы знаете все о словообразовании.