Краткое содержание «Повести временных лет» по главам

«Повесть временных лет» — один из самых ранних летописных сводов, составленных Преподобным Нестором и дошедшим до наших дней. Данное произведение является достоянием русского народа. Благодаря трудам великого летописца нам доподлинно известно становление земли русской, история народов и государства.

Славяне

После великого потопа и гибели Ноя его сыновья делят Землю и заключают соглашение не нарушать уделы друг друга. Владение северными и западными территориями по жребию выпало старшему, Иафету. Среднему, Хаму юг, младший Сим стал править восточной стороной.
Вскоре после этого род людской разозлил Господа, и Всевышний обрушил свой гнев на человечество. Бог разрушил недостроенную Вавилонскую башню, и разделил возгордившихся на народности.

Интересное: Сочинение на тему «Древнерусская литература»

Так, каждый человек стал жить в определенном месте и говорить на своем языке.
На землях Иафета обосновались славяне. Позднее они переселились ближе к Дунаю, а потом и по берегам Днепра. Часть славян расселилась по полям, за что и получила название Поляне. Они были миролюбивыми и кроткими. А те, кто обосновался в лесах, были жестокими и беспощадными, их называли Древляне.

Апостол Андрей

Андрей странствует по берегам Черного моря, приобщая народы к христианской вере. Остановившись на ночевку на побережье Днепра, он предвещает своим последователям воздвижение в этом месте славного Киева с множеством церквей. Помолившись, апостол благословил собравшихся, и поставил крест. Позднее слова святого сбылись, город построили именно на этом месте.

По возвращении на землю римскую, Андрей рассказывает жителям о земле словенской, где позднее возведут Новгород. О необычных традициях того народа. О том, что дома они строят из дерева, обливаются там квасом, хлещут себя прутьями, а потом выползают в еле живом состоянии и поливаются ледяной водой, а после радостные и живые. Недогадливые римляне не понимают, зачем славяне так мучают себя. Апостол им разъясняет, что это омовение.

Кий

На приднепровских холмах жили три брата: Кий, Щек и младший Хорив. Они воздвигли город, и назвали его в честь Кия, Киевом. Так они и проживали все вместе в этом городе. Приняв почести от византийского правителя, Кий возвращался домой. На обратном пути он остановился у берегов Дуная. Эта местность очень понравилась князю. Он основал здесь городок Киевец, и планировал там остаться. Местным не понравился Кий, и ему пришлось вернуться в родной Киев. Он завершает свою достойную жизнь дома. Младшие братья умирают здесь же.

Хазарские набеги

После кончины братьев, на полян стали нападать хазары, они обложили народ данью. Жители Киева, с каждого дома отдали разбойникам по мечу. Довольные хазары вернулись в родные земли и показали дань своему правителю и старейшинам. Мудрые старцы сразу предупредили хазарского князя об опасности, исходящей от добытой дани. В последствие так и вышло, русские князья одолели хазарских захватчиков.

Название «Русская земля»

В древних византийских писаниях сказывается о походе «Руси» на Царьград, обремененных на севере от податей варягам, а на юге хазарским племенам. Жители севера изгоняют варягов. Не имея единой власти, своего правителя народы начинают конфликтовать. Чувствуя, что ни к чему хорошему это не приведет, а они лишь поубивают друг друга. Северное племя обращается к врагам варягам, послать им князя, который бы руководил ими. На их просьбу отзываются три брата. Рюрик стал княжить в Новгороде. Синеус занял Белозерск. Трувор обосновался в Изборске. Не прошло и пары лет, как братья Рюрика скоропостижно скончались. Он берет всю власть в свои руки, а править городами повелевает варягам «Руси». Отсюда и пошло понятие «Русская земля».

Аскольд и Дир

В услужении у Рюрика были Дир да Аскольд. Они просят позволения у своего князя отправиться служить в Царьград. По пути в Византию они замечают на берегу Днепра город Киев. Узнав от местных жителей, что у них нет князя, бояре самовольно остаются править полянами.
Захватив власть, Аскольд и Дир решают завоевать византийские земли. Они идут войной на Царьград. Однако их план проваливается. Царь византийский вместе с патриархом, обратившись к Богу, без особого труда избавляются от неприятелей.

В Новгороде умирает Рюрик. Бразды правления, перед своей гибелью он передает родственнику Олегу. Сын Рюрика еще совсем младенец, поэтому не может руководить государством. Олег начал свое правление с захвата южных городов. Добравшись до Киева, он узнает, что Аскольд и Дир самозванцы, и не имеют права княжить. С помощью хитрости он предает бояр смерти.

Олег

Киев опять стался без правителей, но Олег не хочет возвращаться в Новгород и остается в городе. Вскоре он начинает княжить в городе трех братьев, а потом и вовсе называет его столицей земли русской.
Олег правит мудро, он создает множество новых городов, захватывает земли древлян, облагает недругов данью. Царьград, и тот оказывается под гнетом Олега, местные жители нарекают князя «Вещим».

Несколько лет прошло с тех пор, как Олег распростился со своим верным другом, конем. Волхвы предсказали гибель государя от скакуна, и Олег велел слугам заботиться о коне, но к нему не приводить.

Великий князь много и долго скучал по своему товарищу, и вот однажды он решил узнать, что с ним стало. Олегу доложили, что его боевой друг скончался, а его прах покоится высоко на холме. Правитель решает почтить память коня, не раз выручавшего его от беды. Он думает, что мертвые кости не могут стать причиной его гибели. Придя на могилу, князь видит череп коня и, насмехаясь, задевает его ногой. Оттуда выползает змея и жалит Олега. Предсказание сбывается, вскоре после этого государь занедужил и скончался.

Гибель Игоря

После смерти Вещего Олега взял власть в свои руки Игорь. Правление нового князя было весьма безуспешным. Он обложил народы еще большим гнетом, чем его предшественник. Византийцы дважды подверглись набегам нового князя. Недовольные народы откупаются щедро, полагая, что набеги прекратятся. В то же время войско Игоря, устраивает бунт по поводу разделения дани, они уговаривают князя совершить еще один набег, дабы увеличить подати. Незадачливый государь идет на поводу у своих дружинников, и их жадность заканчивается гибелью. Войско и сам князь были убиты около города Искоростень.

Жена Игоря Ольга

После гибели Игоря, его жена Ольга вдовствует. На руках с малолетним Святославом, сыном государевым. Они живут в Киеве. Ольга очень мудрая женщина. Древляне хотят отдать ее в жены своему правителю. Но Ольга, благодаря своей сообразительности уходит от не желаемого замужества. Она идет войной на древлян, большая их часть погибает, а оставшиеся должны будут платить огромные подать. Искоростень уничтожают воины Ольги. Ее супруг отомщен.

Крещение Ольги

Византийский правитель хочет женить на себе Ольгу. Верная покойному мужу, княгиня принимает крещение от византийского царя, тем самым освобождает себя от уз брака. Государь поражен сообразительностью Ольги, он ее отпускает домой.
Всю свою жизнь великая княгиня проводит в Киеве. Она занимается воспитанием Святослава, а потом и своих внуков. Она здесь же и умирает.

Войны Святослава

Святослав вырос смелым и справедливым человеком. Князь был не подкупным. Он побеждал во всех сражениях и завоевывал еще больший авторитет у греческих народов.
Однажды, после очередного похода Святослав ехал домой. Он потерял множество своих воинов. До дома князь так и не доехал. Его убил правитель печенежский, Кури.

Крещение Руси

Княжить Киевом начинает внук Ольги, Владимир. Князь поклоняется язычникам, ведет непотребный образ жизни. Многие народы приходят к Владимиру, дабы он принял их веру, но он отказывается.
Позднее князь решает принять христианство. Но этот процесс затягивается. Лишь после ослепления, Владимир просит его окрестить. После обряда к нему возвращается зрение. Пораженный таким исцелением, князь повелевает принять христианскую веру всему своему народу. Происходит крещение Руси.

Борьба с печенегами

Белгород долгое время держит в осаде печенежское племя. У горожан припасы все вышли, но сдаваться они не намерены. Мудрые старейшины предлагают обмануть врагов, показать им, что продовольствия у них достаточно. Они разыгрывают представление, где в колодце вместо воды находится кушанье. Ошеломленные увиденным чудом печенеги отступают. Осада снята, жители спасены.

Расправы с волхвами

Много народа пострадало от обмана и грабежей волхвов, большинство лишились жизни. Так бы и продолжалось дальше, если бы в услужении князя киевского не нашлось умного воеводы. Звали его Яном Вышатичем. Он избавил людской род от злодейств кудесников, Ян расправился с волхвами.

Ослепление князя теребовольского

Князья русские договариваются о мире на Руси. Собрание правителей проходит в городе Любеч. Они клянутся не нарушать уделов своих собратьев и не затевать войны. Порешивши на этом, все расходятся по своим сторонам.

Правнука Ярослава Мудрого Василько Ростиславича по приказу Святополка, лишают зрения. Виной всему наговоры Давыда Игоревича. Владимир Мономах в бешенстве, он возмущен поведением братьев. Князья, разобравшись в случившемся, изгоняют Давыда из его владений, оставляю тому право княжить в Дорогобуже. Там он и проводит свою жизнь до конца дней. Василько вновь правит Теребовлем.

Победа над половцами

Русские князья Владимир и Святополк, идут войной на племена половцев. Сражение было кровопролитным, поверженные половцы покинули поле битвы. Белдюзь, половецкий князь попадает в плен к русским государям. Он пытается предложить выкуп за свою жизнь, но его убивают.