Тема любви в повести Достоевского Белые ночи

Ф. М. Достоевский (биография) в своей повести «Белые ночи» показывает читателю, что любовь может выглядеть странной, безответной, сумасшедшей, слепой, глупой, но несмотря на это, всегда – счастливой.

Главного героя автор, специально не дав ему имя, называет — «Мечтатель». С одной стороны это показывает, что главный герой наивно поверил в сказку и обманулся, а с другой стороны – он добрый романтик, способный сделать счастливой любую девушку.

Смотрите также: Сочинение на тему: «Что является любовью?»

Достоевский показывает развитие отношений между девушкой Настенькой и Мечтателем. Отношения продлились всего четыре ночи. Автор подчеркивает, что пока оба главных героя были одинаково несчастны, одиноки, потеряны, оба тосковали – им друг с другом было хорошо. Они поддерживали друг друга, помогали, рассказывали друг другу личные и значительные для каждого из них вещи, они выглядели и вели себя – как пара.

Но все это длилось ровно до тех пор, пока Мечтатель, узнавший от Настеньки о ее бывшем возлюбленном – не предложил передать ему письмо от нее. У Настеньки появилась надежда, бывшая любовь снова ожила в ее сердце и едва начавшиеся теплые чувства к Мечтателю, побледнели.

Автор раскрывает чувства Настеньки как практически безответные, а ее «любимого человека» как эгоиста, которого Настенька почти не интересует. Мечтатель на его фоне выглядит гораздо привлекательнее, правильнее, добрее, внимательнее, заботливее. Но девушке нужен только тот, кого она любила год назад молодой «Жилец» их дома.

Даже в нарицательных именах, Достоевский распределяет их роли – один – Мечтатель – добрая натура с возвышенной душой и Жилец – довольно приземленный материалист, которому нужно крепко стоять на ногах, чтобы чувствовать себя счастливым и который, не поддается чувствам, а мыслит рационально и реалистично.

По-идее, такой возвышенной умной, тонкой девушке как она — нужен такой же, как она – интеллигент с тонкой душевной организацией. Но нет – она любит другого.

Автор демонстрирует, что Мечтатель почти сразу становится не интересен, что его роль в ее жизни становится незначительной, он нужен ей как будто только для того, чтобы передавать новости от того, кого она любит. Она сравнивает Мечтателя с Жильцом и все равно выбирает не его. Это – несправедливо, но Мечтатель добровольно соглашается на эту роль, потому, что сам успел полюбить.

Автор оставляет читателя самого решить как сложится дальнейшая судьба Настеньки – будет ли она несчастна с человеком, который вроде о ней даже не вспоминал или он наоборот – слишком любит ее и потому сомневаясь сможет ли сделать ее счастливой – не был рядом.

Он совершенно внезапно обрывает роман Мечтателя и Настеньки, который даже не успел толком завязаться – ради прошлых отношений. И кажется, именно потому, что он — на стороне Мечтателя – он разлучает его с девушкой.

«Но я вас насмешу, я расскажу вам, что несколько раз думал заговорить, так, запросто, с какой-нибудь аристократкой на улице,…сказать, что погибаю один, чтоб она не отгоняла меня, что нет средства узнать хоть какую-нибудь женщину; внушить ей, что даже в обязанностях женщины не отвергнуть робкой мольбы такого несчастного человека, как я.» — эти слова он говорит Настеньке в самом начале их знакомства.

Он всю жизнь искал идеал, он нашел его снова в этой простой, но чутко на все отзывающейся девушке. Возможно – он не был бы с ней счастлив, потому, что как бы ни была она хороша и духовно тонка, она все равно была достаточно приземлена, чтобы быть с ним рядом всегда, что бы ни случилось. Она – подходила как раз второму герою – Жильцу, его характер описан мало, но он также совестлив и думает о будущем, а увлекается искусством и высокими материями, ровно настолько, насколько это украшает жизнь.

Мечтатель – это артист, он увлекающаяся натура – он либо мог увлечься случайно другой, либо просто его бы не хватило на решение житейских проблем и возможно это прекрасно почувствовала Настенька. Но он ей нравился – возможно если бы Жилец не вернулся, она бы выбрала Мечтателя. Но опять же, выбрала бы, как девушка, которой нужно строить семью и жизнь, выходить замуж, больше умом, а не сердцем.

Достоевский в этой повести дает читателю понять, что любовь бывает и «братская», дружеская», что люди порой встречаются только для того, чтобы дать друг другу поддержку и разойтись. Спасти друг друга, потому, что никого рядом больше нет и строить долгосрочные отношения слишком долго, а спасти нужно немедленно.

Происходит какое-то внезапное «любовное сдруживание», когда кажется, знаешь человека всю жизнь. Мечтатель и Настенька спасли друг друга в каком-то смысле, в нужную минуту оказались рядом. Они признаются в этом друг другу:

«Ох, Настенька, Настенька! знаете ли, как надолго вы помирили меня с самим собою? знаете ли, что уже я теперь не буду о себе думать так худо, как думал в иные минуты?»

«Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь…я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…»

В конце Мечтатель говорит Настеньке, что: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

Восточная мудрость гласит, что «все люди встречающиеся нам на пусти – наши учителя и врачи и они с нами до тех пор, пока мы и они – что-то можем дать друг другу и научить друг друга чему-то. Как только и мы и они – выполняют свою задачу полностью – судьба разводит людей».

Что-то вроде этого и случилось здесь. Мечтатель спас Настеньку от пьяного, а затем поддержал морально, воскресил ее разбитое сердце и дал ему надежду. Настенька – дала Мечтателю жизненные ориентиры, словно сестра показала путь в реальную жизнь, поддержала и дала понять, что он не безнадежен, что он тоже достоин любви.

И то, что они разошлись – не значит, что они не будут общаться как друзья, Автор дает на это надежду. Любовь – бывает разной, но она всегда прекрасна, в чем бы она не выражалась и как бы мало не длилась.