Почему «Мертвые души» — поэма?

Произведение «Мертвые души»(краткое содержание) Н.В. Гоголя (биография) все знают со школы. Но правильно определить его жанр под силу не всем. Сочинение автора больше вызывает ассоциации со стихотворным творением, а не с прозой. Гоголь, как и другие современники, критики считают произведение поэмой. Оно имеет несколько признаков принадлежности к этому жанру. Почему «Мертвые души» — поэма? Этому есть свое объяснение.

Позиция писателя

Если обратиться к общепринятым литературным нормам, то «Мертвым душам» можно дать жанр социально-сатирической повести. Но автор считает свое сочинение поэмой, и на это у него были свои мысли, рассуждения. Николай Васильевич эпический жанр считал высшей литературной мыслью. Но также отмечал, что сочинение находится между эпосом и романом. Это «менее эпический вид».

Рекомендуем посмотреть: 2 Сочинения по поэме Гоголя «Мёртвые души»

Термин подробно раскрывает жанр и смысл произведения. Именно так его называл сам Николай Васильевич. Но длинное наименование сложно воспринять, поэтому писатель применяет термин «поэма». Благодаря этому автор использовал не только эпические элементы, но и лирические детали. Все это позволяет относить литературное творение к поэме.

Поэма как жанр

Поэма является жанром, который сочетает эпос и лирику. В классическом понимании это произведение должно быть стихотворным. Но в литературе есть и прозаические поэмы. Кроме «Мертвых душ» следует вспомнить «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Получается, что поэма может быть прозаической при выполнении нескольких условий:


• Присутствие больших лирических отступлений при эпичном показе действительности.
• Участие в произведении героев и/или антигероев.
• Уникальный прозаический язык повествования (мелодичный, ритмичный как стихи).


Все указанные признаки присутствуют в «Мертвых душах». Именно поэтому произведение считается поэмой. Такого мнения придерживается большинство людей.

Наличие лирики и эпоса

Поэтика писателя состоит из контрастов и противоречий. Гоголь – автор, который использует в своем произведении гротеск. Это проявляется в резких переходах от смешного к серьезному, от смеха к пафосу. Такие элементы свидетельствуют о наличии лирики и эпоса. Авторское сочинение включает 2 противоположных стиля, которые подходят к 2 другим жанрам:


• поэтика возвышенности (признак лирики);
• поэтика тривиальности (элемент эпоса).


Первый проявляется в лирических отступлениях, поэтому сочинение считается стихотворением в прозе. Эпический элемент показан в сюжете, где писатель показывает пошлость, уродство действительности того времени. В итоге произведение включает эпические и лирические детали.

Присутствие героев и/или антигероев

В произведении представлено много антигероев (это касается даже Чичикова). Чтобы найти «мертвых крепостных», персонаж посещает нескольких помещиков, которые живут недалеко от города Н. В каждой усадьбе ему встречаются люди (Сочинение на тему «Интересная встреча») с отрицательными характерами.

Манилов хоть и внешне привлекательный, но сильно сентиментальный, слащавый персонаж. Ему присущ розовый оптимизм и глупая мечтательность. У него отсутствует твердость характера, воли. Другие помещики считаются «антигероями». Это можно увидеть по ограниченным мыслительным способностям Коробочки, авантюризму Ноздрева, хитрости Собакевича, жадности Плюшкина. Такие детали свидетельствуют о принадлежности сочинения Гоголя к поэме.

Уникальное повествование

Сравнения считаются известными трюками в поэтике писателя. Этот прием используется по отношению к людям и животным. Автор использует в произведении иронические метафоры, аллюзии, благодаря чему достигается отличный эффект. Гоголь использует контраст эпических форм, ритмических конструкций, комического содержания.


Оригинальная образность героев обеспечивается с помощью преувеличения конкретных характеристик, что не соотносится с повестью или романом. Писатель не показывает психическое состояние персонажей. А благодаря описанию жестов, мимики, поз читатели могут сами представить образ.


Множество лирических отступлений, вставных конструкций, возвышенных размышлений, переживаний Гоголя за судьбу Родины выносят «Мертвые души» за пределы эпического жанра. Особое значение имеет заключительная часть, где автор представляет портрет «птицы-тройки» — рассуждение о людях и России.
Получается, что «Мертвые души» считают поэмой. Это уникальное произведение, не имеющее подобных в мировой литературе. Поскольку в нем показаны простые формы, жесткая сатира и настоящие эмоции автора, сочинение получилось острым. Оно показывает реальность крепостного периода России.