Гуманистические направления в литературе.

В русской литературе очень ярко выражен образ гуманистических настроений. Это происходит практически у всех классиков. Что означает гуманизм в литературе — «свобода для всех и каждого и счастливое, доброе существование».

Главный источник художественной силы русской классической литературы — ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин.

Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свое вдохновение Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и сюжета их произведений, они объединяются связью с жизнью народа, изображением неприглядной действительности, искренним стремлением служить счастью Родины. «…Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим, Души прекрасные порывы!…»

Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи. И Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых. Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу». Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

В русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осуждавших всякое проявление покорности.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. Для всех положительных героев русской литературы всегда характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к угнетению, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию, они не мыслят личного счастья без Родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей Родины. Они верили, что русский народ несмотря на все препятствия, «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…» Для примера конкретных образов и проявлений гуманизма, рассмотрим несколько произведений — «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Гроза» А.Н. Островского и «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстого.

Сначала рассмотрим в чем гуманистический посыл романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Встреча с Пугачевым была неожиданной для главного героя — Гринева – их гарнизон был внезапно разбит и захвачен, когда мятежники взяли их в плен и он увидел Пугачева – ему показалось, что он уже где-то видел этого человека.

Пугачев был очень жесток и кроме того вел себя как хозяин в гарнизоне, на глазах Гринева погибли капитан Иван Кузмич и его жена Василиса Егоровна. Петр Гринев был в ужасном состоянии, подавлен и взбешен происходящим.

«…Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению….»

«…«Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе….»

Но Пугачев, неожиданно проникается к Петру Гриневу и понимает, что его дни сочтены и решает ему помочь. Из-за Швабрина Гринева арестовывают и судят, но его спасает Маша, которая упрашивает императрицу помиловать его. Гринев сражался с «с разбойниками и дикарями», защищал уже Родину, а не только Белогорскую крепость и любимую девушку.

В какой-то степени повлияв на Емельяна Пугачева, что тот раскаялся в своих поступках, хотя бы отчасти и участвовав в жизни обитателей Белогорской крепости, Петр Гринев и сам становится более зрелой, более смелой и правильной личностью. Таким образом, Белогорская крепость сыграла в жизни Петра Гринева очень важную роль.

Итак, можно сделать вывод: Емельян Пугачев – жестокий преступник, но оказывается способен на добрый поступок, когда сталкивается с добрым и хорошим человеком один на один и имеет возможность пообщаться с ним. Вторым примером послужит «Гроза» А.Н. Островского — в данном случае вся пьеса это назидание всем, как «делать не надо», противопоставление добра — Света и «Темного Царства» — зла и жестокости.

Трагедия Катерины в том, что возвышенные люди, свободные от догм и правил, не желающие жить «на поводке» и постоянно выполнять какие-то механические действия, жить по чьей-то указке, следовать правилам – всегда несчастны под гнетом этих правил и тех, кто их насаждает. «…От чего люди не летают, как птицы?…» «…А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!…»

«…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?…» «…Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем….» «…Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» «…Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было…»

«…Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает…» «…Не застали бы нас здесь…Время мне, Катя!…»

Старшее поколение – постоянно гнетет и притесняет молодое поколение, они свободны, но не ценят своей свободы. Молодое поколение Калинова – постоянно хочет свободы. Но кто-то внутренне свободен, а кто-то постоянно ищет свободы, но находясь в тисках собственных правил и рамок или попадая под влияние деспотичного общества – не свободен, даже находясь «на воле». И всей пьесой автор показывает наглядный примера как можно своим действием или бездействием погубить невинную душу в прямом и переносном смысле, подтекстом обращаясь к читателям — «будьте добрее!»

Л.Н. Толстой в своем произведении «Детство. Отрочество. Юность» раскрыл этапы взросления маленького Николая Иртеньева.

У него был друг — Сергей Ивин, который на самом деле был ему не другом, а просто им манипулировал в своих целях, а Коля по душевной доброте и наивности фанатично доверял ему. Показательна ситуация с Иленькой Грапом, когда мальчишки балуясь, сильно обидели и унизили его, Николай сначала смеялся вместе со всеми, но потом понял весь стыд и несправедливость ситуации и даже возмутился на своего кумира, но едва тот оправдался, как Николенька снова нашел в его словах мудрость, правильность и подтверждение тому, что он – самый лучший несмотря ни на что.

«…Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? …»

«…Да, это правда, — подумал я. — Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец… что это за молодец!..»

Николай сам рассуждая, признается, что вел себя не лучшим образом, был неправ и эта странная привязанность, это чувство фанатизма, которое он испытывал к Сергею Ивину – оставило темное пятно на его биографии в детстве, сделало его хуже, заставило покривить душой, поступить неправильно, отступить от чувства справедливости и сострадания.

Л.Н. Толстой в своем произведении показывает нам, как легко можно сойти с истинного пути, потерять себя и стать плохим человеком, если оправдывать плохие поступки других людей. Доброта это бесконечно важно, Николай осознал это и перестал уважать Сергея, после этого стараясь руководствоваться добротой и состраданием в своих поступках, не сразу, но изменяясь в лучшую сторону.