Почему творчество требует смелости

Смелость – это качество, которое помогает людям не только на войне, в стрессовых ситуациях в жизни. Смелость – это качество, присущее не только работнику МЧС, воину, пожарному или полицейскому. Смелость – это не только умение поступить героически в той или иной ситуации, прийти кому-то на помощь, спасти жизнь, это и то чувство, когда человек берет на себя ответственность за то, что представляют из себя его внутренние порывы, его творчество.

Если человек является творческим, т.е. – художником, музыкантом, Писателем или поэтом, то его действия, направленные на – написание картин, музыки, стихов или прозы, всегда сопряжены с риском – быть принятыми публикой или отвергнутыми ею. А также риском, что его произведения скажутся определенным образом на современниках и будущих поколениях. Человек всегда опасается негативной реакции на свою работу, именно потому, что вкладывает в нее душу, частицу самого себя, какое-то время живет своим произведением. Оно им буквально выстрадано или рождено. Любой творческий человек относится к своему произведению буквально как к своему ребенку.

Есть такая расхожая в народе фраза – «художника может обидеть каждый». Именно этой обиды, раны, нанесенной обществом творческому человеку, когда его произведения не находят отклика среди других людей, невидной, но очень болезненной раны – боится любой, чья деятельность связанна с творчеством. Как говорил А.П. Чехов: «…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют». И именно потому, что творчество это очень красиво и волнующе для человека, процесс создания чего-то, это сродни ощущению полета, именно поэтому, человек бережет это от тех, кто может навести на результаты творчества жесткую критику и тем самым «лишить его крыльев».

Все творческие люди, в частности писатели, сталкиваются с очень серьезной критикой в свой адрес, часто совершенно необоснованной и грубой. Любой процесс написания произведений связан с риском, что в конце каждого маленького пути его будет ожидать шквал осуждения. Человек боится этого осуждения, боится, что его будут ругать, что произведение не понравится, подвергнется насмешкам. Бывает и так, что произведение находит положительный отклик в обществе, но при этом оказывается неправильно понятым и оказывает неправильное влияние на людей и их жизни и судьбы и позже в чем-то обвиняют писателя и его произведение.

Поэтому, для того, чтобы писать, сочинять – создавать любое творчество – для этого нужна большая смелость. Н.В. Гоголь сжег второй том романа «Мертвые души», (хотя он был полностью написан и он трудился над ним долгое время), только потому, что он посчитал, что это греховное творчество, недостойное его высокого предназначения – служить Богу и быть преданным ему, не только не делать, но и не описывать в своих произведениях ничего плохого.

На такие настроения повлияло как раз общественное мнение, которое раскололось от восторженного принятия, до откровенного неприятия его произведений и даже боязни как творчества, так и самого автора.

Великий русский поэт А.С. Пушкин не щадил своих произведений. Например десятую главу «Евгения Онегина» он оставил только в виде зашифрованных четверостиший, многие его гениальные стихи отправлялись в огонь почти сразу после написания, только потому, что были не приняты даже близким окружением или приняты не так хорошо. Поэт писал едкие эпиграммы в адрес обидчиков, но порой просто не выдерживал и уничтожал свои произведения. В литературе, примером смелости творческого человека, каким-то образом переживающего из-за своих произведений, может служить роман «Мастер и Маргарита», где Мастер долгое время писал свой гениальный роман, а затем его жестко раскритиковали в прессе большое количество журналистов писало о романе очень неприятные вещи и писатель просто опустил руки.

«…Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Но чем больше их появлялось, тем более менялось мое отношение к ним. Второй стадией была стадия удивления. Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим. А затем, представьте себе, наступила третья стадия – страха…»

«…Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакала неудержимо и судорожно.

Когда она утихла, я сказал:

– Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно…»

Возвращение Воландом сожженной Мастером рукописи, со словами: «рукописи не горят» показывает, что уничтожить бессмертную душу произведения, даже если автор отказался от борьбы – невозможно. Творчество живет вечно. Еще одним примером, когда творчество подвергается гонениям и требуется смелость, для того, чтобы продолжать творить и не опускать рук, является история П.И. Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показывает А.И. Швабрину свое стихотворение, посвященное Марье Ивановне, в которую он влюблен, но тот очень высмеивает его произведение, дает нелестные замечания и всячески показывает Гриневу, что он совершенно бездарен как творческий человек.

Да, все это вызвано в первую очередь тем, что Швабрин влюблен в Машу, также как и Гринев и этот выпад – это ревность и злость, а Гринев в первую очередь защищает честь Маши, но в самом начале — это поэт и критик. Болезненность, с которой Гринев воспринял слова Швабрина, показывает, что ему стоило нималой смелости показать эти стихи своему «другу» и ему было очень неприятно, что к его произведению отнеслись подобным образом.

Сначала, еще не зная о его чувствах к Маше, он защищал именно свои стихи.

«…Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца. После маленького предисловия вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки:…

«…Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, — сказал он, — сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом…»

Любая критика творческого человека – выбивает его из колеи, делает уязвимым, делает так, что он может сдаться и опустить руки. И поэтому любое творчество требует огромной смелости – для отстаивания своего творческого пути, права на существования своего мнения, своего видения мира, своих произведений и донесения их до общества. Не сдаться и быть смелым, когда весь мир против тебя – это самое главное для творческого человека.