Луч света в темном царстве (сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Сочинение по программе 10 класса средней школы. Раскрыта тема, почему Добролюбов сравнивает Катерину с "лучом света в темном царстве".

Драма «Гроза» была написана А.Н. Островским в 1859 году. В ней автор поднимает проблему эмансипации женщины, обличения тирании «темного царства». Пьесу высоко оценили прогрессивные русские писатели и критики. Существовало два противоположных взгляда на образ главной героини драмы – Катерины. Их высказали критики Добролюбов Н.А. и Писарев Д.И.

Я разделяю позицию Н. А. Добролюбова. Его статья была написана в годы революционной ситуации, и обстановка в России оказала заметное влияние на взгляды Добролюбова. Как же оценивает критик образ Катерины? «Лучом света в темном царстве» называет он главную героиню.

Добролюбов отмечает необыкновенное своеобразие характера Катерины – любящего, созидающего. С точки зрения окружающих, она странна, но в однообразной жизни Катерина умела находить что-то красивое, искала гармонию и счастье. Она постоянно мечтает, живет в своем внутреннем мире, однако в доме Кабанихи нет свободы чувствам, грезам и радостям. Вокруг нее все мрачно, от всего веет холодом. В Катерине проснулось стремление к любви и преданности, желание найти родственный отклик в другом сердце. Но никто не понимал порывов Катерины, отчего она страдала.

По мнению критика, в действиях героини раскрылся, «решительный цельный русский характер, который… погибнет, но не изменит себе». Действительно, в то время женщина должна была забыть, что она такой же человек, как и мужчина. Катерина воплотила в себе мечту русской женщины о свободе личности, праве на счастье. Поэтому Добролюбов уподобляет ее лучу, высветившему все ужасы «темного царства» и его близкий конец.

Катерина предпочла смерть жизни и прозябанию в «темном царстве». Уход Катерины из жизни – это вызов деспотичному обществу, ее протест против окружающей действительности, против засилья «кабаних» и их ценностей. По-моему, в тех условиях это было выражением не слабости и покорности, а ненависти к угнетателям, выражением своих человеческих прав. Решение Катерины погибнуть, лишь бы не остаться рабой, это был выход из создавшегося положения. Пусть не самый лучший и оправданный, но в тех обстоятельствах он был единственным.