Когда реальность разрушает мечту

Мечты и реальность… Что такое мечта? Это огромное желание чего-либо. Свободы, счастья, любви, материальных благ и т.д. Мечта о чем-то возвышает, делает людей лучше, заставляет работать над собой стремится к чему-то большему, чем серая рутина жизни.

Мечта рождается вместе с человеком и по мере того, как он растет, она изменяется, приобретает новые детали, начинает помогать человеку справляться с повседневностью, мотивирует его на достижения. Но порой случается так, что реальность сталкивается с мечтой и мечта – не выдерживая натиска, разрушается и человек при этом испытывает ощущение потери, как если бы из его жизни ушло что-то очень важное и значимое. Так, когда же реальность разрушает мечту? В литературе есть немало примеров, когда мечты героев разбивались о реальность и герои внутренне изменялись, теряли веру, а порой, даже жизнь…

Моментом, когда реальность разрушает мечту, является ограничение личной, внутренней свободы, тотальный контроль, насаждение своего мнения извне. При этом, если человек не борется и не отстаивает свое мнение, свои права на собственное мнение, собственное видение мира, на свои чувства и мечты – вместе с мечтой он теряет самого себя и часто внутренняя ломка из-за этого, ведет к гибели.

В качестве литературного примера можно привести героиню романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Анна Каренина влюбившись, пошла в буквальном смысле против принятой в то время системы, против правил общества, против людей, принадлежащих к этому обществу. Она призналась мужу, потом открыто показала при всех свое отношение к Алексею Вронскому, а затем вообще начала вести себя совсем как «белая ворона» — демонстративно бросила мужа, уехала с Вронским в другую страну, родила от него дочь.

Она пыталась освободится от старых отношений и завести новые, но при этом она не могла вернуться в высшее общество в России – оно ее не принимало, при всем этом она, идя снова против всех – не захотела остаться в другой стране навсегда и вернулась в Россию, принуждая мужа разделить ее участь изгнанницы и не выходить в свет. Ее мечтой была тихая жизнь с любимым мужчиной в кругу семьи. Но общество постоянно осуждало ее, ей постоянно приходилось сносить насмешки окружающих.

«…Эта жестокость его, с которой он разрушал мир, с таким трудом построенный ею себе, чтобы переносить свою тяжелую жизнь, эта несправедливость его, с которой он обвинял ее в притворстве, в ненатуральности, взорвали ее….»

«…Неужели нельзя? Неужели, я не могу взять на себя? – сказала она себе и начала опять сначала. – Он правдив, он честен, он любит меня. Я люблю его, на днях выйдет развод. Чего же еще нужно? Нужно спокойствие, доверие, и я возьму на себя. Да, теперь, как он приедет скажу, что я была виновата, хотя я и не была виновата, и мы уедем…».

Если бы она перестала обращать внимание на отношение к ней, постепенно бы все сгладилось. Но даже огромная взаимная любовь не спасла Анну потому, что была построена на борьбе, не имела прочного фундамента и поддержки даже самых близких. Хрупкая женская психика, получившая столько стрессов и как ей казалось — предательство любимого человека – не выдержала, ее мечта померкла, она утратила веру в себя и свела счеты с жизнью.

«…Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы…»

Еще одним примером, почему может разрушиться мечта – разочарование. Когда человек влюблен, то объект его мечтаний кажется ему идеальным, непогрешимым, самым лучшим. Или человек уважает кого-то и считает его примером для себя. Но случается так, что человек допускает ошибку, плохо поступает и вот уже тень падает на объект любви, уважение к «кумиру» исчезает, мечта меркнет, человек сильно разочаровывается – мечта разрушена. В качестве литературного примера можно привести рассказ Л.Н. Толстого «После Бала»

Главный герой – влюблен в девушку, которую считает святой, ангелом, высшим созданием, идеалом, самой лучшей на свете. Ее отец, сразу кажется ему таким же идеальным, как и она потому, что дети находят свое продолжение в своих родителях, если она так хороша, значит человек, давший ей жизнь и воспитание – действительно высшее и идеальное существо. Он проникается большой симпатией, дружескими чувствами и хорошим отношением к отцу Вареньки, он также относится к ее матери и всей ее семье.

Ему кажется, что они — почти боги, неспособные ни на что плохое, чудесная семья, с которой ему бы хотелось связать свою судьбу и стать ее частью. Свою любимую девушку он уже видит в мечтах своей женой и понимает, что он сделал выбор и он счастлив. Но утром следующего дня он сталкивается с неразрешимой проблемой, с шоком, с поступком, от которого он не может оправиться. Во всем идеальный, отец Вареньки вдруг оказывается монстром, ужасным человеком, моральным уродом, которому неведомы человеческие чувства, милосердие, сострадание, доброта и человечность.

Это в одно мгновение переворачивает представление Николая, и он понимает, как он ошибался и насчет ее отца, и насчет всей этой семьи, и насчет самой Вареньки. Николай очень мало знал свою любимую девушку. Ее поведение всегда было безупречным, как и поведение ее отца. Он видел ее только с лучших сторон, как и ее отца. Но первое же столкновение с реальной жизнью, первая же смена обстановки и видение отца Вареньки в другом окружении и ситуации – показало его так, что это впечатление перечеркнуло все наносное величие и внешнюю добродетель этого человека.

Наверняка Николай подумал о том, что зло прячется под маской добра и обольщает, а потом расправляется со своей жертвой. Он очень разочаровался в отце Вареньки, а также заочно и в ней самой. Он опасался, что с ее стороны он увидит тот же кошмар, что и со стороны ее отца. И он отступил от нее, отказался и поставил точку на отношениях. «…Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае…» «…Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра…».

Когда еще может быть разрушена мечта? Когда осуждает общество, когда происходит социальная изоляция, когда человека ставят в положение изгоя. При подобном раскладе он не может мечтать и быть счастливым, все его мысли направлены на то, как найти выход из этой ситуации и если он его не находит, то может погибнуть морально или даже физически.

Примером, может служить героиня пьесы «Гроза» А.Н. Островского – Катерина. Ее жизнь до замужества – прошла в родном доме, где она была всегда окружена лаской, заботой, любовью своей матери и всех родных, внимание на друзьях в произведении не заостряется, но друзья явно были в таком дружном доме и семье – просто не могло быть иначе.

Попав по воле довольно несчастной судьбы в дом Кабанихи, Катерина сразу же столкнулась с тем, что ее душе было там очень тесно и душно. Она чувствовала себя как в клетке, как в тисках. Ее постоянно давили со всех сторон дурацкими правилами и понятиями, которые в сущности были надуманными, никому не нужными и только мешали жить и радоваться жизни.

Катерина, как можно заметить из пьесы – творческая, свободная, очень тонко организованная натура с возвышенной душой. Ей просто негде было развернуться в своей новой семье. Все занятия дома Кабанихи состояли в вышивании, занятиях хозяйством или чтении. В сущности, в этом доме вроде как почитали Бога, поскольку на Руси тогда вообще мало кто был атеистом, но если вглядеться – то поступали в этом доме совсем не по законам Бога – притеснения, унижения, постоянное раздувание вражды, плохое отношение к ближнему – все это просто процветало в семействе Кабановых.

Причем маскировалось все это под «правильностью» жизни, под «угодное Богу» существование и преподносилось как единственно верное. Другого существования для молодой девушки в этом доме – быть не могло.

Катериной никто не занимался. Ее только притесняли, давили рамками и правилами, делали замечания, устанавливали какие-то лимиты во времени, в поведении, в действиях. Пытаясь найти себе занятие она то и дело сталкивалась с осуждением – то за глаза, то в глаза, с тем, что ее ругали или «учили жить».

Ей нельзя было петь, танцевать, бегать, гулять когда она хотела, ходить туда, куда она хотела, громко смеяться и радоваться. Нельзя было проявлять эмоции, нельзя было возмущаться, возражать и бороться – за свою свободу и интересы, ее восторженная натура сломалась, ее мечта разбилась о давление со стороны окружающих.

Все это делает Катерину совершенно несчастной и ей кажется, что единственный выход избавиться от гнета и стать свободной, это – умереть. «…Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»

«…Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю….»

«…Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?…»

«…Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!…»

Так когда же реальность разрушает мечту? Мне кажется только тогда, когда человек сам позволяет этому произойти. Он не борется, опускает руки, разочаровывается настолько, что не хочет бороться. Хотя именно тогда при любом ударе судьбы и вмешательства реальности, когда мечта начинает разрушаться или уже разрушена. Надо найти в себе силы подняться, собрать свою мечту по осколкам, сложить ее заново и идти вперед. Потому, что человек, в ответе за свою мечту, как и за свою жизнь – только сам.