Прозаический анализ произведения «Икша».

В произведении «Икша» из цикла «Туманные аллеи» Алексея Слаповского действие происходит зимой, в середине дня и полупустом вагоне электрички. Главное внимание читателя сосредотачивается на теме взаимоотношений людей между собой. Раскрывая её, автор поднимает проблему непонимания между членами общества, а именно, между разными поколениями.

Повествование в тексте идёт от лица рассказчика, не являвшегося действующим лицом, а лишь наблюдающим за произошедшим. Завязкой действия является тот момент, когда два «ярких героя», мать и дочь, вошли в вагон электрички. С первых же строк мы видим, что между ними происходит конфликт, который в свою очередь нагнетает атмосферу напряженности для читателя. Наибольшего накала повествование достигает в момент повторного противопоставления ситуации в одном и том же месте.

После описания трепетных и утонченных чувств молодых людей друг к другу, нам открывается иная часть истории, самый напряженный момент, кульминация, словесная перепалка между матерью и дочерью, в конечном итоге ни к чему не приводящая. Рассказчик скрытно даёт оценку событиям. Это можно просмотреть через строки: «Я не был с ней согласен», в которых видно явное осуждение поведения определённых членов общества.

Основная форма речи — диалог, позволяет нам проследить разные точки зрения и поведения на эту ситуацию. Мысленно текст можно разделить на две части. Первая более напряженная, где главными действующими лицами оказываются мать и дочь. Их внешность описывается: «обе коренастые, с круглыми лицами, мать в красной куртке с белой надписью Russia, буквы латинские, вязь славянская, дочь в короткой курточке химически-яркого зелёного цвета с пышным фиолетовым мехом капюшона-о таких нарядах люди их круга говорят: богат смотрится».

Через образ одежды можно проследить и черты их характера. Обе девушки одеты ярко, что привлекает к ним внимание. Подобно тому, как их поведение вызывает заинтересованность со стороны незнакомых им людей. Вторая же часть спокойная, наполненная чувств и трепетных взаимоотношений. Герои, парень и девушка, описываются: «Они были в одинаковых костюмах космического серебряного цвета». Рассказчик, пытаясь подчеркнуть их связь с космосом, как бы логически подводит нас к мысли о том, что спокойствие- это будущее. Испытывая напряжённые и агрессивные чувства мы не сможем развиваться, пока сами не изменим что-то.

Становится понятно и название произведения: «Икша», обозначающее остановку и ту противоречивость, которая возникла после вошедших в вагон людей. Она как бы намекает нам на суть того, какие бывают люди. Эпиграф, который был приведён к данному произведению, принадлежит Ивану Бунину. Автор словно проводит параллели между молодыми и радушными людьми, на которых было обращено всё внимание пассажиров с девушкой из произведения Бунина. На неё, подобно действующим лицам из второй части, было обращено внимание вследствие каких-либо положительных качеств, что не может не подтверждать сходства.

Сам же образ электрички-это символ неизбежной будущей жизни. Электричка спешит вперёд подобно тому, как летит и время. Два противоречивых образа-показатель того, что лишь нам выбирать будущее, а какое именно оно будет, зависит от нас самих.