Психология денег. Секреты и табу

Психология денег — чрезвычайно популярный предмет для изучения. На вопрос, хорошо ли человек зарабатывает, обычно только единицы отвечают положительно. Денег часто не хватает. Одни винят обстоятельства, другие — скупых работодателей, третьи — кризис или погоду, четвертые — власть или правительство. Продолжать можно бесконечно, и специалисты уверены, что материальное благополучие всегда зависит от индивидуальных особенностей самого человека и того, как он сформировал свое отношение к деньгам. Как формируется психологическое отношение к деньгам, как приучать их к процветанию?

1. Секреты и табу. Психология денег

Деньги — это то, к чему люди привыкли, обычное явление в жизни. Экономисты рассматривают их как меру стоимости товаров и услуг. Казалось бы, это простое явление, но почему тогда все хотят иметь все больше и больше, денег постоянно не хватает? Психологов озадачил этот вопрос. В настоящее время проводится множество исследований, показывающих взаимосвязь между психологическими и личностными характеристиками, особенностями мышления и тем, как формируются денежные отношения, потому что некоторые люди способны накапливать деньги, в то время как другие постоянно все тратят, кто-то влезает в долги, у кого-то совсем их нет.

На символическом уровне подсознания деньги означают для человека здоровье, силу, мощь, безопасность. Другие считают, что при наличии денег все хорошо. Деньги стали не только мерой, эквивалентом стоимости, но и мерой личного благополучия человека. Таким образом, можно рассматривать разные типы финансируемых отношений и некоторые механизмы их формирования, а также наличие денежных патологий.

Люди не всегда контролируют расход денег, часто не понимают, зачем их тратят.
Вот такой небольшой тест, чтобы проверить отношение к деньгам. Когда человек подозревает, что обладает одним из пунктов, нужно подумать о том, правильно ли он ведет себя в финансовом отношении. Человек тратит деньги, когда чувствует себя плохо, идет в магазин, когда плохое настроение. Особенно если это последние деньги. Настроение на время поднимается, но потом, к сожалению, возвращается. Психологи видят в этом неконтролируемое поведение в отношении нерациональных покупок.

Человек беспокоится или даже сильно боится потерять деньги? Может быть, и есть сбережения, обычный нормальный стабильный доход, но мысль о том, что он окажется в тяжелом финансовом положении очень беспокоит.

Он чувствуете беспокойство и вину, когда делаете покупки для себя. Но вдохновляет ли и радует его, когда он зарабатывает деньги для других? Или дорогие подарки дают человеку хорошее самочувствие, потому что он чувствует, как сильно его любят?

Также существует сложная жизненная ситуация, когда люди поддерживают сложные любовные, супружеские или другие отношения только из страха остаться в одиночестве. Когда у них есть финансовые проблемы, опасаются, что они не смогут зарабатывать на жизнь. Этим усугубляются проблемы в отношениях.

Деньги — это та лакмусовая бумажка, с помощью которой можно различить свои жизненные проблемы, понять особенности своего характера, как говорят многие психологи. Что говорит психология, как зарабатывать деньги? Изменив личное мнение, можно снять не только финансовые проблемы, но и личные.

Когда человек приходит в магазин порадоваться — скорее всего, у него депрессивное состояние. Человек, делающий дорогие подарки, который, по сути, покупает любовь, скорее имеет проблемы в отношениях, глубокие корни которых уходят в семью, где родители его за добрые дела, правильное поведение. Постоянная внешняя оценка поступков по мере взросления растет потребность подтверждать любовь такими действиями.

Зависит ли то, что у одних людей есть деньги, а у других нет, от того, что происходит в стране, в обществе, в семье? Или исключительно от характеристик самого человека? Что говорит психология, как зарабатывать деньги? Есть много примеров того, что даже во время кризиса у некоторых есть и работа, и деньги. Какая связь между денежными и личными конфликтами? Какие психологические проблемы могут указывать на финансовые трудности?

Помимо культурной и национальной принадлежности, у людей есть общие проблемы с деньгами. В любой стране, национальности, культуре есть различные денежные патологии. Люди, которые берут кредиты, не могут их вернуть. Все, что связано с финансовым поведением, зависит от личных характеристик.

Например, такой личностный фактор, как склонность к риску, также проявляется в денежном поведении. Человек с такой склонностью может быть достаточно богатым, хорошо зарабатывать, но постоянно балансировать, вкладывая деньги в сомнительные бизнесы и, как следствие, попадать в долговую яму.

2. Психология денег и финансового поведения

Формирование финансового поведения по мере монетарной экономической социализации начинается с семьи. В обществе принято считать, что не стоит прилагать много усилий для зарабатывания и накопления денег. Изучив этот вопрос более глубоко, мы придем к неверно построенным отношениям между родителями и детьми. Родителя говорят сначала, что нужны деньги, а потом, что в семье никогда не было богатых людей, так что не пытайся стать богатым. Чтобы разобраться во всех превратностях этих психологических установок, необходима особая помощь психолога, психоаналитика или даже психотерапевта.

Какие характеристики следует учитывать при формировании финансового поведения, что еще влияет на представление о ресурсах? Деньги сегодня часто являются мерой взаимоотношений людей. Конечно, некоторые могут преодолеть это влияние, более рационально относиться к деньгам, не связывать с ними свои отношения, статус, самооценку. Но по большей части все по-другому, потому что каждый изо всех сил старается, чтобы денег было больше.

3. Когда начинать моделировать правильное финансовое поведение?

Бытует мнение, что с раннего возраста не стоит посвящать ребенка в тему финансов. Однако сегодня дети довольно рано входят в экономическую реальность, особенно когда живут в крупных урбанизированных городах. Ребенок смотрит на рекламу и уже с 2–3 лет начинает понимать, что есть товары, которые можно приобрести. Ребенок смотрит рекламу и просит купить ему игрушки, как в рекламе, еще не зная, что такое деньги и сколько нужно отдать за желанную вещь. Однако это его первые шаги к экономической социализации.

Стоит ли в этом возрасте говорить с ребенком о деньгах? Он еще не понимает функций и ценности денег. Достаточно будет правильно регулировать поведение ребенка и покупки в ответ на запросы детей. Если ребенок впадает в истерику, падает на землю и кричит в магазине, такое поведение нельзя подкреплять, поскольку оно сформирует его или ее позицию потребителя.


Рекомендуем почитать: Психология поведения человека

С 4 до 6 лет ребенок начинает понимать функцию денег. Многие родители в это время начинают раздавать ребенку небольшие суммы денег, и это хорошо, потому что он учится ими пользоваться. Но вопрос только в сумме денег. Ребенок этого возраста может вообще пойти в магазин, тогда он будет осознавать, что вещи имеют ценность, может не хватить денег. Это запустит дальнейшую экономическую социализацию ребенка.

Кроме того, возраст начальной школы подразумевает сознательный перевод денег, и здесь ребенку просто необходимо определить размер пособия. Ожидается, что с каждым годом сумма будет немного увеличиваться, более того, лучше, чтобы она была фиксированной.

В подростковом возрасте деньги становятся не только средством приобретения товаров, но также источником и индикатором статуса. Если есть деньги – значит, человек может присоединиться к определенной группе, если нет — не может. И, конечно же, подростки очень чувствительны, всегда обращают внимание на последовательность, проявляющуюся в одежде, технике, существующих вещах, внешнем виде. Деньги становятся фактором расслоения.

Согласно исследованиям, дети в семьях рабочего класса часто получают даже больше денег, чем в богатых семьях и семьях со средним доходом. Взрослые считают деньги и знают себе цену, показывая свою ценность детям. Но в малообеспеченных семьях часто срабатывает компенсационный механизм.

Если взрослый не может приобрести что-то значимое для себя, по крайней мере, постарается дать ребенку больше на его расходы. Это не означает, что ребенок будет их тратить рационально. Дети часто копируют финансовое положение своих родителей. Денежная социализация заключается не только в наличии карманных денег, но и в повторении родительской модели.

Итак, молодой Рокфеллер, получая деньги от родителей на свои карманные расходы, не все потратил, он сэкономил часть. Когда у его отца возникли финансовые трудности, он дал им ссуду под процент. Он также получил сладости, которые ели не все, но часть из них он продал сестрам. Так он сохранил свой стартовый капитал. Некоторые дети и сегодня очень рано начинают задумываться об экономических механизмах и даже пытаются вкладывать деньги под проценты банка.

Какие установки родителей препятствуют формированию адекватного финансового поведения? Родители часто передают установки, унаследованные от родителей. Например, это убеждение, что мы никогда не были богатыми, поэтому мы не можем это изменить. Довольно распространенная, удобная установка, к которой все уже привыкли и понятно, как жить.

А иногда бывает, что установка бывает крайне противоречивой. Например, семья никогда не была богатой, но ребенок обязательно должен что-то изменить. Здесь, конечно, ребенок в растерянности, у него нет инструментов, как это сделать, потому что можно использовать далеко не самые честные методы освоения денег. Или, например, родители утверждают, что деньги — это плохо, но сами постоянно вкладывают в свои заработки, буквально убивая себя на работе, сводя все к деньгам.

Необходимо точно донести финансовую информацию до детей. Мы больше не можем контролировать то, что получили от родителей, но можем отменить передачу этих сообщений. Стоит обратить внимание на понимание того, как люди воспитывают финансовое поведение у детей, начиная с самого малого возраста. Дайте ребенку небольшую сумму на его расходы в карман, поговорите с ним о том, как правильно их потратить, какие у него есть возможности накопления, если ребенок хочет приобрести желаемое.

Взаимосвязь пола ребенка и денег также имеет свои особенности. По какой-то причине в культуре считается, что мальчикам можно доверять. Поскольку мальчик должен стать мужчиной и выполнять функцию кормильца семьи, то он должен быть приучен зарабатывать деньги и правильно распоряжаться ими. С девушками меньше говорят о деньгах, потому что девушка вырастет и выйдет замуж, и об этом будет заботиться муж.

4. Дети должны работать?

Бывает, что уже в юном возрасте школьник проявляет интерес к самозанятости. Ничего страшного в этом нет. Вопрос в том, не мешает ли работа другим его занятиям: учебе, спорту, отдыху. Если ребенок тратит много времени на зарабатывание денег, нужно подумать о том, чего ему не хватает, почему он это делает. Другой вопрос, как делать деньги. Например, если ребенок идет помогать отцу запечатывать конверты для отправки писем, это нормально. Но если деньги даются за хорошие школьные отметки, за то, что подметал пол ребенок, что должно происходить само собой, — это уже неправильная позиция родителей.

К сожалению, в некоторых семьях бытует мнение, что ребенка нужно поощрять деньгами за учебу. Поэтому считается, что он будет учиться лучше. Но со временем это перестает работать. Психологи придерживаются позиции, что вознаграждать ребенка деньгами за обычные повседневные обязанности не стоит. Поощрение может быть в форме баллов, которые затем можно заменить подарком с обычным времяпрепровождением, но еще слишком рано прибегать к такой материальной форме, как зарплата.

5. Психология денег. Как разбогатеть

Деньги дают свободу, поэтому каждый хочет владеть ими. Однако бывает, что в зрелом возрасте люди начинают вести себя с деньгами настолько нерационально, что это серьезно мешает им жить. Нерациональное финансовое образование родителей приводит к личным искажениям. Что именно может помешать разбогатеть, какие качества личности становятся препятствием на пути к финансовому счастью?

Первый — это жадность, когда человек излишне бережлив, экономя каждую копейку в ущерб себе и нуждам семьи. В чем психологическая проблема скряги? Это склонность копить, застревать, проявляющаяся не только в деньгах, но и в эмоциях. Такой человек хранит свои эмоции, долго помнит обиды, застревает в проблемных ситуациях. Такое финансовое поведение не позволяет правильно вкладывать деньги и является результатом ряда личных качеств.

Другой тип людей — трейдер. Это человек, который везде пытается найти определенное преимущество. Небольшая скидка, распродажа — и человек начинает приобретать даже бесполезное. Человек как бы экономит деньги, даже если их по каким-то причинам уже нет. Это своего рода игра с самим собой. В отношениях с окружающими это также может проявляться. Человек постоянно пытается получить выгодный обмен, в результате он проигрывает, будучи неспособным к честным открытым отношениям.

Человек, которого называют денежным мешком, — это человек, который всегда старается заработать как можно больше денег и зарабатывает деньги всеми возможными способами. В результате в первую очередь страдает семья, страдают дети, отношения, потому что если человек ориентируется только на заработки, он многое упускает. Разновидность этого типа, коллекционер, любит собирать деньги, как и другие вещи.

Человек, который все ставит с ног на голову, тратит нерационально и необоснованно, вообще не умеет распоряжаться деньгами, никогда не имеет достаточно средств для оплаты. У такого человека проблемы с кредитами и долгами. Причин такого поведения может быть несколько. Одна из них — это отсутствие любви, тогда человек может попытаться купить любовь других, таким образом, например, заплатив за всех в ресторане.

Непосредственно с недостаточным финансовым успехом связана проблема безответственности. Такой человек не умеет брать на себя обязательства, не умеет управлять деньгами и, в принципе, строить отношения, в которых не берет на себя ответственность.

По типу финансового поведения можно говорить о характере человека. Например, одни умеют брать взаймы, других сразу же поглощает болото, третьи не любят брать взаймы или даже давать взаймы. Долговое и кредитное поведение, как утверждают многие исследователи, зависит от возрастного фактора. Как правило, молодые люди очень нерационально распоряжаются кредитами, чувствуя, что у них еще много времени и большие возможности заработать. Они начинают часто с одного кредита, затем перезанимают, чтобы погасить первый, кредитная спираль начинает закручиваться, возникают проблемы с банками, судебные издержки, в результате разворачивается достаточно плачевная ситуация.

6. Определение денежного типа и его возможной патологии.

Если, например, человек осознает, что не умеете распоряжаться деньгами, наличные деньги исчезают из рук – стоит перевести финансовые ресурсы в электронный вариант. Это позволит легче контролировать приток денег и их расход, а также успокоит, поскольку наличные деньги не будут буквально жечь руки, требуя их потратить.

Лучше не давать взаймы, когда есть денежные проблемы, поскольку проблем станет еще больше. Иррациональное денежное мышление людей зачастую не позволяет спланировать заработок и соответствующие им долговые выплаты, потому что задолженность нарастает как снежный ком. Нужно учиться оценивать возможности и подходить правильно к деньгам, повышая свою финансовую грамотность, чтобы противостоять иррациональным импульсам. Это поможет в итоге обрести финансовое благополучие.

Далее: Психология толпы и технический анализ